СКАЗочно-весёлые матрёшки

История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц. 
Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская – магазин “Детское воспитание” А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин. 
     

Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытье, странствия и метаморфозы. 


На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Последняя изображала спеленатого младенца.
Имя "Матрена" тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название - "матрешки".

    
     
В начале 1900-х гг. мастерская "Детское воспитание" закрылась, но изготовление матрешек стало продолжаться в Сергиевом Посаде.
Вокруг Сергиева Посада было много лесов, а в нем самом - опытных токарей по дереву. Изготовление матрешек стало настолько распространенным явлением, что заказы на производство стали поступать даже из Парижа, продавались они и в Германии, на знаменитой Лейпцигской ярмарке. Матрешка распространялась, стали изготовляться далеко за пределами Сергиева Посада - в Семеновском районе Нижегородской губернии. 



Семеновских матрешек можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук. В манере росписи угадывается влияние традиционной золотой Хохломы.





У Загорской (Сергиевопосадской) матрешки белая рубаха, яркий узорчатый передник. Она всегда при деле. Образ матрешки отражал жизнь провинциального городка. В руках у матрешки то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами или ягодами, то платочек





Кстати, и "Ванька-встанька" произошел от матрешки. Первая неваляшка из древесно-бумажных масс была придумана в 1958 г. в Научно-исследовательский институт игрушки в Сергиевом Посаде. Игрушка умела издавать звуки и была изготовлена с использованием новой технологии, то есть путем горячего прессования.

 Автор технологии — мастер Иван Мошкин. Внутрь фигурки закладывали металлический груз, который не позволял фигурке падать и заставлял ее принимать вертикальное положение. 







Приглашаем детей и взрослых на занятия студии ИСКУССТВ
педагог Евгения Мяздрикова
Записаться на занятия можно по телефону
 +7(926)112-03-02

или используйте форму обратной связи
на главной странице нашего сайта


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Эбру-подснежники

Дети - художники

Тюльпанное настроение